Особисты, ФСБ и будущий генералиссимус дорогой товарищ Путин

Приход к власти В. Путина в качестве и.о. президента резко усилил в российской политике тенденцию, которая медленно вызревала еще при Б. Ельцине и которая направлена на возрождение роли спецслужб в качестве инструмента при решении политических вопросов. Созданное И. Сталиным КГБ под новой вывеской снова становится одной из главных опор власти.

Одним из последних документов, характеризующих эту тенденцию, стал указ и.о. президента 318 от 7 февраля 2000 г. "Об утверждении положения об управлениях (отделах) федеральной службы безопасности российской федерации в вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)" . В новом положении, которое заменило предыдущее, принятое по указу Б. Ельцина еще в 1993 году, сделано добавление, говорящее о том, что кроме всех прочих задач перед органами безопасности в войсках стоит задача " ...борьбы с ... отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации" .

Электронная Газета 15 февраля прокомментировала упомянутый указ Путина следующим образом: "Особисты, как известно, из вооруженных сил никуда не исчезали. Просто в 1993 году Борис Ельцин снял с них обязанность заниматься политическим сыском... Теперь же все меняется. В соответствии с решением и.о. сфера деятельности особистов кардинально расширяется - Управление военной разведки будет обязано выявлять и пресекать контакты военнослужащих с любыми общественными и политическими организациями, преследующими антиконституционные цели.

И далее Газета добавляет: "Таким образом, если ранее любому российскому военнослужащему за пределами части не возбранялось заниматься чем угодно (естественно, в рамках закона) и придерживаться любых политических взглядов, то теперь с этим вольнодумством решено завязать" .

Расширение роли спецслужб в армии тесно связано с ведущейся войной на Северном Кавказе. Российское руководство, возглавляемое Путиным, крайне заинтересовано в позитивном освещении в СМИ хода боевых действий, равно как и в оправдании формальных причин для этой новой войны. Как следует из указа и.о. президента, весь контроль над исходящей из Чечни информацией должны взять на себя спецслужбы, знающие о подлинных настроениях в воюющих российских частях.

Таким образом, действие указа далеко не замыкается внутри армейской среды, а охватывает российское общество целиком. В сущности, указ направлен на то, чтобы предотвратить потенциальный рост антивоенных и политически-оппозиционных умонастроений в массах.

Резкий националистический сдвиг, получивший развитие в политике путинского руководства, все больше раздувается в проимперские амбиции Кремля, которые охватывают практически всю территорию бывшего СССР. Не последнюю роль в восстановлении имперской России должны сыграть, по замыслам Путина и его окружения, именно спецслужбы.

Новой основой для продвижения этих планов стала состоявшаяся в январе этого года встреча глав государств СНГ, на которой Путин пообещал решить проблему борьбы с терроризмом и экстремизмом в масштабах Содружества. Спустя два месяца, 11 марта, состоялась встреча министров внутренних дел стран СНГ, на которой В. Путин предложил собрать все силы национальных органов безопасности и спецслужб в единый кулак. Чего греха таить, сказал Путин собравшимся, КГБ создавался силами всего СССР. Поэтому возможностями его правопреемницы, ФСБ, должны и могут пользоваться все.

По словам Путина, процитированным Независимой газетой, и.о. президента России подчеркнул необходимость объединения перед угрозой терроризма, "носящего транснациональный характер и имеющего целью дестабилизировать государственную власть и разрушить ее институты" . Проводя мысль о том, что существует взаимосвязь в действиях международных террористов на Балканах, на Кавказе и в Центральной Азии, В. Путин заявил, что эти террористы, "считая территорию бывшего СССР удобной мишенью для атаки, оставили глубокие раны и в Узбекистане, и в Киргизии, и в Таджикистане".

И.о. президента обещал участникам заседания всестороннюю помощь России в деле подготовки кадров и укрепления материально-технической базы правоохранительных органов СНГ, посулил поставки спецтехники и вооружения. А в качестве первого шага он предложил создать единый банк данных СНГ по террористам и террористическим группировкам, а также источникам их финансирования.

Из этих предложений следует, что на базе ФСБ России должна будет создана новая организация, по подобию советского КГБ, которая притянет к России целый ряд стран СНГ. Российское руководство через свои спецслужбы намеревается контролировать политические и социальные процессы, происходящие в "дружественных" странах и оказывать влияние на расстановку политических сил в них.

В поле зрения спецслужб неизбежно попадут при этом не только различные вооруженные формирования, во множестве существующие сегодня в этих республиках, но и различные оппозиционные к правительствам силы, ведущие свою борьбу за власть в рамках закона. Роль спецслужб, дирижируемых из Кремля, будет заключаться в нейтрализации и ослаблении тех сил, которые по политическим и экономическим соображениям невыгодны Москве и в поддержке тех, кто стремится так или иначе подчинить свою политику интересам кремлевских властей.

Подобный вывод подкрепляется также знанием той роли, которую спецслужбы играли еще при существовании СССР. Созданные сталинистской бюрократией для защиты своих интересов, в том числе геополитических, КГБ и другие спецслужбы принимали, например, самое активное участие в государственном перевороте в Афганистане в 1979 году, а также во многих событиях послевоенной истории стран Ближнего Востока, Азии, Африки и Восточной Европы.

Реализация проектов Путина, долгое время служившего в КГБ, усиление роли спецслужб в политической жизни не только российского общества, но и республик СНГ, может серьезным образом повлиять на изменение условий жизни большинства людей далеко не в лучшую сторону. Под предлогом защиты национальных интересов и безопасности демократические права граждан оказываются под угрозой существенного сужения.

Экономический и политический кризис, стремительно развивающийся в России и странах СНГ, который вызван в первую очередь провалом капиталистических реформ, побуждает господствующие классы к проведению новых антидемократических мер. Становится все более ясно, что и.о. президента Путин, не связанный прежними ельцинскими обещаниями, не собирается строить в России демократию в интересах большинства трудящихся. Вместо этого он пытается любой ценой сохранить устойчивость власти, защищающей интересы узкого слоя олигархов, беря на вооружение весь арсенал средств, апробированных в советское время КГБ.

Обслуживающие сегодняшнюю кремлевскую власть масс-медиа делают все возможное, чтобы общественное сознание страны свыклось с этой перспективой. Уже запущены самые различные теории, которые должны оправдать необходимость отказа от выполнения властями своих демократических обещаний. Одна из характерных теорий подобного рода развивается главным редактором контролируемой Б. Березовским Независимой газеты В. Третьяковым, который говорит о борьбе в российской политике между тенденциями "управляемой демократии" и авторитаризма . Программу Путина он отождествляет с первой тенденцией, которую надо, по его мнению, поддержать, чтобы не победила вторая.

Трудно сказать, насколько далеко уже к сегодняшнему дню зашло влияние спецслужб на политическую жизнь российского общества, особенно со времени, когда В. Путин стал сначала премьер-министром, а затем и.о. президента. Однако некоторые факты, которые имели место в последние месяцы, способны подкрепить самые мрачные предположения.

Никто так и не доказал, например, что взрывы домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске осенью прошлого года осуществлены чеченскими боевиками, хотя Путин при каждом удобном случае повторяет, что это сделали именно они. В противоположность его заявлениям, никто из руководителей чеченских боевиков так и не взял на себя ответственность за подготовку и осуществление этих взрывов, хотя все они всячески рекламируют и прославляют свою вооруженную борьбу против России.

Много слов сказано руководителями российских спецслужб о "чеченском следе" взрывов, но этот след до сих пор не привел никого в саму Чечню. Зато именно представители спецслужб были схвачены что называется "за руку" , когда в сентябре прошлого года в Рязани были найдены заложенные ими якобы " учебные"  заряды, которые должны были приведены в  действие в утренние часы.

До сих пор остаются неясными многие обстоятельства, связанные с арестом и обменом в Чечне на двух российских военнопленных журналиста радио  "Свобода" Адреем Бабицким, Сам он сделал открытое заявление, обвинив российские спецслужбы в организации всей истории, которая с ним произошла. В. Путин при этом в интервью газете "Коммерсант-Daily" назвал Бабицкого "предателем" , "который работал на противника,.. на бандитов" .

Много неясного остается также и в истории, связанной с авиакатастрофой, в которой погибли известный российский предприниматель Зия Бажаев и журналист, глава холдинга "Совершенно секретно" Артем Боровик. Судя по некоторым сведениям, которые просочились в российскую прессу, А. Боровик мог накануне президентских выборов готовить взрыв "информационной бомбы" , опубликовав, например, какие-либо данные о причастности нынешнего и.о. президента России к закулисным обстоятельствам чеченского вторжения в Дагестан в августе прошлого года или к подоплеке взрывов жилых домов в ряде городов России осенью того же года.

Все эти события с далеко не проясненными обстоятельствами неизбежно усиливают озабоченность общественного мнения по поводу развития опасных тенденций, острие которых направлено, в конечном итоге, против демократических прав широких слоев российского рабочего класса. Вмешательство спецслужб в политическую жизнь общества, терроризирование его страхом репрессий никоим образом не способны решить долговременные и жизненно-важные общественные потребности. Логика капиталистических реформ все сильнее показывает свой звериный оскал. Противостоять ей может только фундаментальный поворот общественного развития в противоположную сторону, в сторону построения демократического и планомерно-регулируемого в международном масштабе общества на основах социального равенства.